Золочение иконы на полимент

 

Создание икон является скорее духовным деянием, чем физическим. Если икону писать чисто механически, она потеряет свое божественное предназначение. Мастера при работе пользуются вековыми профессиональными секретами, которые истово соблюдаются в современных иконописных мастерских.
Одним из технологических секретов, которыми пользуются живописцы, является так называемое золочение иконы. Этот прием выстрадан веками, основан на опыте многих поколений ремесленников. Стоит чуть ошибиться, и классическое золочение не удастся. Или золото слезет, или оно потускнеет.
А спрос на золочение икон большой. Позолотчики работают в иконописных мастерских не покладая рук. Мы рассмотрим сейчас золочение иконы на полимент. Фактически это золочение на глиняные состав, (по-другому «полимент»). Состоит процесс золочения из нескольких из нескольких незаменимых этапов:

1. Шлифование поверхности
На рабочей поверхности иконы создаются необходимые условия для последующего нанесения золота. Чтобы позолота легла идеально, нужно, чтобы доска была ровная, без трещинок, сколов, вмятин. Если имеются дефекты поверхности, ремесленник аккуратно их заделывает полировочной пастой. Шлифование работы на этом этапе обязательно.
2. Грунтовка иконы клеем
Но вот доска подготовлена для последующего технологического процесса. Она идеально ровная и гладкая благодаря специальной полировочной пасте. Теперь самое время промазать поверхность доски животным или мездровым клеем.
Клей может быть осетровым или из кожи крупного рогатого скота. Осетровый клей изготавливается из рыбьих пузырей и очень дорогой (для примера, 100 граммов осетрового клея будет стоить 3100 рублей). Подойдет и костный клей. Выпускаются эти клеевые композиции в виде слитков, гранул или небольших пластин.
Клей растапливается на водяной бане, остывает и распускается. На это уходит несколько часов, иногда, впрочем, стоит подождать и целые сутки. Когда клей готов, он аккуратно наносится в два-три слоя с временными промежутками на рабочую поверхность.


3. Нанесение позолотной пасты
Под основание будущего золочения иконы важно нанести позолотную пасту, которая будет просвечивать в будущем сквозь слой сусального золота. Такая паста бывает нескольких цветов, наносится она на поверхность с помощью художественной кисти.
4. Наложение золота
Поверхность работы смачивается водой. Затем позолотчик берет в руки специальную позолотную кисть (лампемзель) и накладывает листы золота на места иконы, где они по сюжету необходимы. Это кропотливая работа, требующая предельной концентрации внимания. Затем работа откладывается на некоторое время в сторону, так как вода должна высохнуть.
5. Полирование иконы
После полного высыхания иконы можно начать полирование тех мест на работе, где было приклеено сусальное золото. Полирование осуществляется позолотчиком посредством ватных тампонов, которые можно заменить беличьей кистью. При этом цвет отполированного участка становится мягким. В случае если требуется яркий блеск золота, полирование производится другими инструментами.
Так, мастер берет заранее заготовленный медвежий или кабаний клык. Вместо таких экзотических инструментов, как клыки диких животных, сейчас используются их заменители, выполненные из агата. Эти заменители называются зубками. Хороший зубок в руках опытного позолотчика – это гарантия идеального качества работы. Причем при полировании позолотный лист еще больше сцепляется с поверхностью иконы.
Другие способы золочение иконы
Мы описали отделку золотом на полимент, или на глину. Как видите, это очень сложный и ювелирный процесс, требующий терпения ремесленника и его большого мастерства. Но было бы наивно думать, что на этом способы золочения икон ограничиваются. Одним из распространенных способов золочения является отделка золотом на лак-мордан. Золочение иконы на лак-мордан можно узнать по степени матовости блеска работы. Позолоченные части иконы не будут иметь такого интенсивного сияния, как с позолотой на полимент.
Сущность работы заключается в нескольких этапах, первый из них - нанесении взбитого белка куриного яйца на участки, подлежащие последующей обработке золотом.
После нанесения смеси работа сушится, затем на ее фрагменты, требующие золочения, наносится шеллачный лак. Важно, чтобы он не был ни густым, ни жидким. Если он густой, поверхность работы сделается бугристой. Приходится часто после нанесения лака удалять неровности с работы при помощи острого скальпеля. Затем уже можно нанести масляный лак, подождать, когда он почти высохнет, но будет еще оставаться немного липким.
Самое время теперь наносить золото! В качестве лака используется морданный лак. Если отделка золотом производится на мордан, его шлифовать не нужно.

Главная | Декоративная штукатурка стен | Золочение лепнины | Патинирование | Художественная роспись стен | Цены| Контакты| Статьи| Галерея