Золочение на мордан



Золочение – весьма сложный процесс, требующий особого внимания и аккуратности со стороны художника. Одним из популярных методов применения такого художественного приема, является золочение на мордан. Используемый в основном в иконописи и религиозной архитектуре, такой метод также получил распространение среди мирских художников новаторов и даже скульпторов.
Особенность золочения на мордан заключается в особой стойкости, долговечности итогового рисунка и замечательном матовом эффекте.
Перед началом золочения на мордан необходимо подготовить рабочее место. Помещение должно быть чистым и изолированным. Чтобы исключить попадание крупной пыли на обработанные морданом участки, следует держать пол мастерской влажным. Для данных целей можно либо регулярно протирать его хорошо смоченной тряпкой, либо воспользоваться пульверизатором. Частицы пыли, попадающие в процессе работы под сусальное золото, образуют неэстетичные бугорки. Для работы с небольшими по размеру картинами или фигурами, можно также воспользоваться картонной коробкой или каким-либо тентом, накрыв им объект при дальнейшем просушивании.
Для работы над данным методом золочения художнику понадобятся:
• Мягкая плоская кисть. Лучше всего подойдет беличья.
• Левкас (грунт).
• Краска (от желтой до оранжевой).
• Шеллак.
• Материал для шлифовки.
• Мордан.
• Материал золочения (сусальное золото).


Участки, выбранные для золочения на мордан, грунтуются. После высыхания, на левкас наносится подобранная по цвету краска. Высохшая краска шлифуется – ровная поверхность, это основа успешного золочения! Все частички пыли, образовывающиеся в процессе шлифовки, важно аккуратно удалить, лучше всего использовать для этого вату или специальную, отдельную кисть. Затем наносится слой шеллака, также, с последующей шлифовкой. После его высыхания наступает черед применения тонкого слоя мордана.
На самом деле существует несколько видов мордана. Собой он представляет смесь конопляного и льняного масла с сиккативом (высушивающим веществом) и добавлением каких-либо лаков. Самым ценным, и как следствие дорогостоящим считается мордан изготовленный из натурального янтаря.
Процесс его изготовления сложен и дорогостоящ: янтарная крошка подбирается по цвету, измельчается и подвешивается в ткани над кипящим скипидаром. Пары нагревают янтарь, а конденсат, образующийся при таком взаимодействии на марле, собирают. В него, в особых пропорциях добавляют тюлений жир и касторовое масло. Результат представляет собой особый вид мордана для золочения, чрезвычайно стойкий и долговечный. Золочение, произведенное на такой мордан, может десятилетия провести под воздействием агрессивных факторов окружающей среды – ветра, солнца и влаги, без видимых изменений.
Мордан наносится на подготовленные участки с особой осторожностью, крайне важно не задеть неподготовленные для золочения участки. Затем мордан должен хорошо просохнуть под покровом, во избежание попадания пыли. Этот момент является самым ответственным при осуществлении золочения на мордан. Время высыхания зависит от его состава, обычно оно кратное: 1 час, 3, 6, 12 или 24. Определить готовность этого слоя можно на ощупь – палец должен слегка прилипать к нему (кожа «медленно отклеивается», когда художник убирает руку).
Удобнее всего использовать листовое золото, продающееся в виде блокнотов. Для работы на данном этапе потребуется мягкая плоская кисть, золото и отсутствие пыли, лучше всего вообще запереть мастерскую. Листовое золото легко пристает к слою мордана, в такой момент важно не допустить его смятия и касания мордана бумагой, к которой это золото «приклеено». Золото наносится немного внахлест, лишнее можно будет удалить только после полного высыхания слоя. При приложении листового золота к мордану, художник аккуратно проводит по листу фиксатору пальцем или ватой, для лучшего склеивания. Такую работу с уверенностью можно назвать филигранной, ни в коем случаи не стоит торопиться и отвлекаться, лучше выполнить золочение в несколько присестов.
Оконченное золочение на мордан сохнет примерно 24 часа. В случае необходимости быстрой работы художник может продолжить оформление работы, сразу после нанесения золота, но это не рекомендуется. По истечении суток, излишки листового золота удаляются мягкой пушистой кистью без нажима, после чего можно продолжить работу над объектом и, если того требует работа, наносить лак.

Главная | Декоративная штукатурка стен | Золочение лепнины | Патинирование | Художественная роспись стен | Цены| Контакты| Статьи| Галерея